Типовое положение о деятельности базовой профессиональной образовательной организации  (БПОО) 

 
  1. Общие положения 

1.1. Настоящее Типовое положение определяет порядок создания и  организации деятельности базовой профессиональной образовательной  организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного профессионального  образования в субъекте Российской Федерации (далее - БПОО). 

1.2. Целью создания БПОО является координация деятельности  образовательных организаций среднего профессионального образования  (далее – СПО) субъекта Российской Федерации в рамках реализации мер по  профориентации, организации профессионального образования и обучения,  трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ. 

1.3. Нормативно-правовая основа деятельности БПОО определяется  действующим законодательством и нормативными правовыми актами  Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства  просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами  субъекта Российской Федерации, локальными нормативными актами  профессиональной образовательной организации, которой присваивается  статус БПОО. 

БПОО функционирует в соответствии с уставом профессиональной  образовательной организации, которой присвоен этот статус. Положение о  деятельности БПОО утверждается в порядке, установленном локальными  нормативными актами организации. 

1.4. БПОО создаются решением высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с  требованиями документации на участие в отборе субъектов Российской  Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской 

Федерации базовых профессиональных образовательных организаций,  обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного  профессионального образования инвалидов. 

БПОО создается на базе образовательных организаций, реализующих  программы среднего профессионального образования и профессионального  обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ, в субъекте Российской Федерации  с предоставлением им возможности осуществления мероприятий по:  

профессиональной диагностике и профессиональному  консультированию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями  здоровья, их родителей (законных представителей) по вопросам получения  СПО, профессионального обучения, дополнительных профессиональных  программам, в том числе по организации проведения «профессиональных  проб» в субъекте Российской Федерации; 

реализации образовательных программ СПО, программ  профессионального обучения и дополнительных профессиональных  программ для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональных  образовательных организациях субъекта российской Федерации; 

организации сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в субъекте  Российской Федерации в процессе получения ими профессионального  образования и содействия в последующем трудоустройстве, а также их  постдипломном сопровождении в течение 3-х лет после получения  соответствующей профессии или специальности; профессиональной и  социальной адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; 

организационной и материально-технической (в части предоставления  специального оборудования) поддержке профессиональных образовательных  организаций субъекта Российской Федерации в вопросах осуществления  профессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их  профессиональной и социальной адаптации, включая оборудование рабочих  мест в учебно-производственных мастерских и лабораториях по  направлениям подготовки и нозологиям обучающихся;  

координации взаимодействия между профессиональными  образовательными организациями, организациями общего образования,  органами по труду и занятости, в субъекте Российской Федерации; 

реализации программ повышения квалификации преподавателей и  мастеров производственного обучения профессиональных образовательных  организаций по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. 

1.5. БПОО являются координатором региональных программ  сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими  профессионального образования и содействия в последующем 

трудоустройстве (разработанных и реализуемых в субъектах Российской  Федерации в соответствии с Типовой программой сопровождения инвалидов  молодого возраста при получении ими профессионального образования и  содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной приказом  Минтруд России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от  14.12.2018 № 804н/299/1154) в части СПО и профессионального обучения. 

В том числе: 

осуществляют сбор данных в субъекте Российской Федерации в рамках  проведения анализа региональных систем инклюзивного профессионального  образования и последующего трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ; 

участвуют в сопоставлении региональные программ сопровождения  инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального  образования и содействия в последующем трудоустройстве с программами  развития профессиональных образовательных организаций и  востребованностью специалистов из числа инвалидов молодого возраста в  регионах РФ по направлениям подготовки в системе СПО; 

формируют предложения по повышению эффективности процесса  сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими  профессионального образования и содействия в последующем  трудоустройстве. 

1.6. Основные характеристики БПОО: 

наличие архитектурной доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ; наличие материально-технических условий, включая учебное,  компьютерное, реабилитационное оборудование для прохождения  профессионального обучения и получения СПО обучающимися с  инвалидностью и ОВЗ, в том числе с применением дуальной методики  обучения и дистанционных образовательных технологий, электронного  обучения; оборудованы рабочие места в учебно-производственных  мастерских и лабораториях по направлениям подготовки для трех  нозологических групп (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения  опорно-двигательного аппарата); 

адаптация официального сайта БПОО в информационно– телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особенностей и  потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ; 

наличие правовой базы по вопросам прохождения профессионального  обучения и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, в том числе с  использованием сетевой формы реализации образовательных программ;

наличие банка адаптированных образовательных программ СПО,  профессионального обучения, дополнительного профессионального  обучения, доступных профессиональным образовательным организациям; 

наличие локальных актов БПОО (положение о БПОО, программа  развития БПОО (дорожная карта) и др.); 

наличие региональной модели сетевого взаимодействия  с профессиональными образовательными организациями субъекта  Российской Федерации для обеспечения условий для обучения инвалидов и  лиц с ОВЗ во всех профессиональных образовательных организациях  региона; 

наличие инструментария оценки психосоциального самочувствия  обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в ПОО; 

наличие инструментария оценки динамики состояния инклюзивного  профессионального образования в регионе. 

  1. Цели и задачи деятельности БПОО

2.1. Цели деятельности БПОО:  

профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья в целях выбора ими профессии/специальности с  учетом их способностей и склонностей; 

обеспечение условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья по образовательным программам СПО; предоставление информационных и материально-технических ресурсов,  доступных для каждого обучающегося по программам СПО на территории  субъекта Российской Федерации, с учетом профессий/специальностей,  востребованных региональным рынком труда, обеспечение психолого педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и  ограниченными возможностями здоровья (далее - инвалиды и лица с ОВЗ)  независимо от места их обучения. 

2.2. Задачи, решаемые БПОО: 

профессиональная диагностика и профессиональное консультирование  инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей  (законных представителей) по вопросам получения СПО, профессионального  обучения, дополнительных профессиональных программам; 

реализация образовательных программ СПО, программ  профессионального обучения и дополнительных профессиональных  программ для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

организация сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в субъекте  Российской Федерации в процессе получения ими профессионального  образования и содействия в последующем трудоустройстве; 

профессиональная и социальная адаптация обучающихся с  инвалидностью и ОВЗ; 

организационная и материально-техническая (в части предоставления  специального оборудования) поддержка профессиональных образовательных  организаций субъекта Российской Федерации в вопросах осуществления  профессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их  профессиональной и социальной адаптации. 

  1. Управление и организация деятельности

3.1. Руководство деятельностью БПОО осуществляется руководителем  профессиональной образовательной организации, которой присвоен статус  БПОО, и должно обеспечивать реализацию основных направлений  деятельности и функций, возложенных на БПОО. 

3.2. Штатное расписание БПОО формируется из штатного расписания  ПОО, которой присвоен статус базовой. Перечень штатных единиц БПОО  может быть скорректирован в соответствии с введением новых направлений  деятельности. 

Формируется соответствующий набор квалификационных требований к  штатным единицам БПОО, обеспечивающим инклюзивное  профессиональное образование лиц с инвалидностью и ОВЗ (перечень  специалистов приведен в Приложении 1).  

3.3. Для обеспечения деятельности БПОО может быть создано отдельное  структурное подразделение. Структурное подразделение осуществляет свою  деятельность в соответствии с уставом профессиональной образовательной  организации и положением о структурном подразделении. 

  1. Финансовое обеспечение деятельности БПОО

4.1. Финансовое обеспечение деятельности БПОО осуществляется  за счет: 

средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации на финансовое обеспечение создания БПОО в рамках  отбора, организованного Министерством просвещения Российской  Федерации; 

средств бюджета субъекта Российской Федерации; 

внебюджетных средств.

В соответствии с конкурсной документацией Министерства  просвещения Российской Федерации, субсидия из федерального бюджета  предоставляется в целях софинансирования расходов субъекта Российской  Федерации на создание БПОО, в том числе: 

оснащение оборудованием (приобретение специального учебного,  реабилитационного, компьютерного оборудования в соответствии с учетом  разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных  возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ, оборудование рабочих мест в учебно 

производственных мастерских и лабораториях для трех нозологических  групп: нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения опорно двигательного аппарата), оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя дефектолога, тьютора (при его наличии в штате БПОО), кабинета  психологической разгрузки (сенсорной комнаты), а также приобретение и  установка дополнительного оборудования для обучения инвалидов и лиц с  ОВЗ вождению транспортным средством;  

оснащение специальным оборудованием для осуществления  образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ  по образовательным программам СПО с применением дистанционных  образовательных технологий и электронного обучения; 

разработку и закупку образовательных программ, учебно-методических  материалов, программного обеспечения для целей инклюзивного  профессионального образования; 

повышение квалификации, профессиональную переподготовку,  проведение стажировок педагогических и управленческих кадров по  вопросам организации инклюзивного профессионального образования; 

В обязательства субъекта Российской Федерации входит  финансирование мероприятий, реализуемых в целях создания  и функционирования БПОО, создаваемых в инициативном порядке, в части  оплаты труда работников, аренды помещений, коммунальных расходов,  расходных материалов, а также оплаты командировочных расходов (в том  числе проживания, проезда, суточных) работникам БПОО для участия во  всероссийских мероприятиях, совещаниях, очного повышения квалификации  специалистов БПОО по вопросам инклюзивного профессионального  образования.  

Отсутствие поддержки в рамках конкурсного отбора на предоставление  субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации не является основанием для прекращения деятельности БПОО.

При создании БПОО в инициативном порядке финансирование расходов на создание и функционирование БПОО осуществляется из средств  регионального бюджета.

Приложение 1. 

Минимальное количество штатных единиц специалистов БПОО: заместитель директора по инклюзивному профессиональному  образованию (не менее 1 штатной единицы); 

методист (не менее 1 штатной единицы); 

педагог-психолог (не менее 1 штатной единицы); 

учитель-дефектолог (не менее 1 штатной единицы); 

учитель-логопед (не менее 1 штатной единицы); 

сурдопереводчик (не менее 1 штатной единицы) 

сурдопедагог (не менее 1 штатной единицы) 

тифлопедагог (не менее 1 штатной единицы) 

олигофренопедагог (не менее 1 штатной единицы) 

тьютор (не менее 5 штатных единиц) 

ассистент (помощник) по оказанию технической помощи (не менее 3  штатных единиц) 

технические и IT специалисты (не менее 3 штатных единиц)