Типовое положение о ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц  с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО) 

  1. Общие положения 

1.1. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и  лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (далее – РУМЦ СПО) – это структурное подразделение профессиональной  образовательной организации, осуществляющее консультационное,  экспертное и методическое сопровождение на общероссийском и  межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования  и профессионального обучения, в том числе по адаптированным  образовательным программам. 

РУМЦ СПО создается с целью методического и экспертного  сопровождения модернизации системы инклюзивного профессионального  образования посредством совершенствования образовательной,  инновационной, методической деятельности образовательных организаций,  реализующих программы среднего профессионального образования,  профессионального обучения и дополнительного профессионального  образования инвалидов и людей с ОВЗ. 

1.2. Нормативно-правовая основа создания и функционирования  РУМЦ СПО, определяется действующим законодательством и  нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными  правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации,  нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации,  локальными нормативными актами профессиональной образовательной  организации, на базе которой создан РУМЦ СПО. 

РУМЦ СПО функционирует в соответствии с уставом  профессиональной образовательной организации, на базе которой создан 

РУМЦ СПО. Положение о РУМЦ СПО утверждается в порядке,  установленном локальными нормативными актами организации, на базе  которой создан РУМЦ СПО. 

Руководство деятельностью РУМЦ СПО осуществляется руководителем  РУМЦ СПО, и должно обеспечивать реализацию основных направлений  деятельности и функций, возложенных на РУМЦ СПО. 

1.3. РУМЦ СПО создается, реорганизуется и ликвидируется решением  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта  Российской Федерации в соответствии с требованиями документации  на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление  субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов  Российской Федерации, возникающих при реализации государственных  программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией  мероприятий по созданию условий для получения среднего  профессионального образования людьми с ограниченными возможностями  здоровья посредством разработки нормативно–методической базы и  поддержки инициативных проектов ведомственной целевой программы  «Содействие развитию среднего профессионального образования и  дополнительного профессионального образования» государственной  программы Российской Федерации «Развитие образования» и региональной  программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими  профессионального образования и дальнейшего их трудоустройства.  

1.4. РУМЦ СПО может реализовать свою деятельность по следующим  моделям: РУМЦ СПО по направлению подготовки; универсальный РУМЦ  СПО.  

Выбор модели деятельности РУМЦ СПО осуществляется при принятии  решения о его создании. 

1.5. РУМЦ СПО должен иметь Проект развития не менее чем на 5 лет  (Приложение 1). 

1.6. РУМЦ СПО направляет отчет о своей деятельности в Федеральный методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО  в соответствии с установленными формами в рамках ежегодного  мониторинга деятельности. 

1.7. Решение о ликвидации РУМЦ СПО принимается высшим  исполнительным органом государственной власти субъекта Российской  Федерации на основании данных ежегодного мониторинга (по результатам  деятельности в статусе РУМЦ на протяжении не менее 3 лет).

  1. Основные задачи и функции РУМЦ СПО 

2.1. Основными задачами и направлениями РУМЦ СПО выступают: экспертно-консультационная деятельность (консультирование  специалистов Федеральных учебно-методических объединений в среднем  профессиональном образовании (далее – ФУМО СПО), базовых  профессиональных образовательных организаций (далее - БПОО),  профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) и др. по  вопросам организации процесса обучения инвалидов от профориентации до  трудоустройства; экспертиза адаптированных программ, методических  материалов, контрольно-оценочных средств и т.д.); 

методическая деятельность (разработка рекомендаций по обучению  инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом нозологических групп от профориентации  до трудоустройства; разработка основных профессиональных  образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов  оценочных средств по направлению, по которому специализируется РУМЦ  СПО и др.); 

информационно-аналитическая деятельность (разработка  инструментария и проведение мониторингов, социологических опросов,  экспертиз, подготовка заключений и рекомендаций, публикация  информационных материалов и др.); 

разработка материалов и подготовка экспертов для конкурсов  профессионального мастерства «Абилимпикс» (разработка заданий,  контрольно-оценочных средств, требований к оснащению рабочего места на  соревновательной площадке; разработка и реализация программ ДПО для  подготовки экспертов и др.); 

проведение повышения квалификации педагогов по вопросам обучения  инвалидов и лиц с ОВЗ по профессиям/специальностям, по которым  специализируется РУМЦ СПО. 

распространение опыта в области обучения инвалидов и лиц с ОВЗ  разных нозологических групп по профессиям/специальностям, в  соответствии с выбранной моделью деятельности РУМЦ СПО. 2.2. РУМЦ СПО реализует следующие функции: 

экспертно-консультационное сопровождение педагогических  работников системы среднего профессионального образования по вопросам  обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;  

методическое и информационно-аналитическое обеспечение  деятельности образовательных организаций, реализующих программы 

среднего профессионального образования, профессионального обучения и  дополнительного профессионального образования для обучения инвалидов и  людей с ОВЗ;  

разработка и актуализация основных профессиональных  образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов  оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной  и производственной практики, предоставление оборудования и материалов,  участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их  освоения, проведении учебных занятий) и представителей общественных  организаций инвалидов;  

разработка, актуализация и апробация методик и технологий  подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;  

разработка, актуализация конкурсных заданий, контрольно-оценочных  средств, требований к оснащению рабочего места конкурсов  профессионального мастерства «Абилимпикс»;  

разработка и актуализация методических рекомендаций по вопросам  инклюзивного профессионального образования в части трансляции лучших  практик подготовки людей с инвалидностью и ОВЗ различных  нозологических групп от профориентации, профессионального образования  до трудоустройства;  

формирование перечней оборудования, необходимого для подготовки  обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп  по программам СПО и профессионального обучения;  

разработка и реализация программ повышения квалификации  руководящих и педагогических работников профессиональных  образовательных организаций по вопросам инклюзивного  профессионального образования;  

методическое обеспечение и экспертное сопровождение реализации  программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими  профессионального образования и содействия в последующем  трудоустройстве субъектов Российской Федерации;  

формирование и ведение банков программ, методик и технологий  инклюзивного профессионального образования и обучения;  методическое обеспечение и сопровождение реализации  дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для  инклюзивного профессионального образования. 

  1. Управление и организация деятельности РУМЦ СПО 3.1. Структура РУМЦ СПО включает: 

административный сектор (Приложение 2); 

аналитический сектор (Приложение 2); 

научно-образовательный сектор (Приложение 2); 

сектор по информационно-консультационному сопровождению  образования лиц с инвалидностью и ОВЗ (Приложение 2); 

Call-центр (Приложение 2). 

3.2. Руководит деятельностью и представляет административный сектор  руководитель РУМЦ СПО. 

Руководитель РУМЦ СПО планирует деятельность РУМЦ СПО, обеспечивает выполнение программы развития РУМЦ СПО в соответствии с  основными функциями РУМЦ СПО, выполнение всех принимаемых  обязательств, включая обязательства перед бюджетами разных уровней и  внебюджетными фондами, а также по договорам, а также обеспечивает  взаимодействие с другими ресурсными учебно-методическими центрами по  обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе в системе высшего  образования; способствует популяризации РУМЦ СПО на региональном и  федеральном уровне. 

3.3. В штатном расписании РУМЦ СПО вводятся не менее одной  штатной единицы в каждый сектор в соответствии со структурой  (Приложение 2).  

Руководитель РУМЦ СПО вправе привлекать на условиях  совместительства других специалистов профессиональной образовательной  организации для обеспечения деятельности РУМЦ СПО.  

3.4. При РУМЦ СПО могут быть созданы временные рабочие группы  или комиссии для решения поставленных перед ним задач из числа  специалистов различных профессиональных образовательных организаций  региона, предприятий и других организаций. 

3.5. Для обеспечения функционирования РУМЦ СПО в  профессиональной образовательной организации, на базе которой он создан,  могут быть введены дополнительные штатные должности. 

  1. Финансовое обеспечение 

4.1. Финансовое обеспечение деятельности РУМЦ СПО осуществляется  за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств  субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации  государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с 

реализацией мероприятий по созданию условий для получения среднего  профессионального образования людьми с ограниченными возможностями  здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и  поддержки инициативных проектов ведомственной целевой программы  «Содействие развитию среднего профессионального образования и  дополнительного профессионального образования» государственной  программы Российской Федерации «Развитие образования» (в рамках  конкурсной процедуры, организуемой Министерством просвещения  Российской Федерации); 

из средств бюджета субъекта Российской Федерации; 

из внебюджетных средств. 

При получении поддержки в рамках отбора субъектов в соответствии с  документацией об отборе Министерства просвещения Российской  Федерации, федеральная субсидия может быть направлена на: 

  1. Оснащение специальным учебным и реабилитационным  оборудованием, с учетом разнообразия особых образовательных  потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и людей с ОВЗ.  
  2. Оснащение специальным оборудованием для осуществления  образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего  профессионального образования и обучения с применением дистанционных  образовательных технологий. 
  3. Разработку и закупку образовательных программ, учебно методических материалов, программного обеспечения для целей  инклюзивного профессионального образования и профессионального  обучения. 
  4. Повышение квалификации, переподготовку и проведение стажировок  педагогических и управленческих кадров по теме инклюзивного  профессионального образования.  

Принимая участие в конкурсном отборе, субъект Российской Федерации  берет на себя обязанность по финансовому обеспечению деятельности РУМЦ  СПО на протяжении не менее 3 последующих лет.  

Отсутствие поддержки в рамках конкурсного отбора на предоставление  субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации в последующие годы не является основанием для ликвидации  РУМЦ СПО, созданного на базе ПОО, являющейся ранее получателем  федеральной субсидии.

Приложение 1 

к Типовому положению о ресурсном 

учебно-методическом центре  

по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ 

в системе среднего профессионального образования 

ПАСПОРТ 

ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ РУМЦ СПО НА ПЕРИОД 2020-2025 ГОДЫ 

Основные положения 

Наименование ПОО, на базе которой  создан РУМЦ СПО (с указанием  субъекта РФ)

 

Наименование направления (отрасли)  подготовки (если есть)

 

Руководитель РУМЦ СПО

 


Содержание деятельности 

Цель 

 

Задачи 

 

План достижения целевых показателей 

Показатель / Тип показателя / Базовое  значение / Значение по годам

Результаты 

 

Описание модели функционирования  РУМЦ СПО

 

Краткая аннотация проекта развития  деятельности РУМЦ СПО

 


Этапы и контрольные точки 

   
   
   
   


Бюджет проекта и направления расходования средств (по годам)

Субсидия федерального бюджета  (тыс.руб.), если имеется

Всего / по годам

Софинансирование  

региона/финансирование в случае  отсутствия федеральной субсидии (тыс.руб.)

Всего / по годам

Направления расходования средств: 

руб.



из средств федерального бюджета

 

из средств регионального бюджета

 

из внебюджетных источников

 

Отдельный аналитический учет (схема,  документы и описание)

 

Внутренний финансовый контроль  (схема, документы, описание)

 

Ссылка на ресурсы, содержащие  информацию о расходовании средств  (сайт закупок, аукционов, заключения  договоров и пр.)

 

План закупок и выполнения работ (по  годам)

 


Ключевые риски и возможности 

Наименование 

Меры по предупреждению риска /  реализации возможности

   
   
   


Позиционирование РУМЦ СПО

Связь с государственными программами  / приоритетными проектами,  

программами / региональными  

программами

 

Основные мероприятия реализации  функций РУМЦ СПО (по годам,  

функциям и объемным характеристикам)

 

Механизмы взаимодействия РУМЦ СПО  с организациями СПО 

 

Продвижение статуса РУМЦ СПО 

 

Позиционирование на уровне органов  исполнительной власти субъекта РФ,  осуществляющих управление в сфере  образования

 


Приложение 2 

к Типовому положению о ресурсном 

учебно-методическом центре  

по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ 

в системе среднего профессионального образования 

СТРУКТУРА  

РЕСУРСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО  ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Административный сектор 

  • планирует деятельность РУМЦ СПО; 
  • обеспечивает выполнение программы развития РУМЦ СПО в  соответствии с основными функциями РУМЦ СПО; 
  • обеспечивает выполнения всех принимаемых обязательств, включая обязательства перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, а также по договорам; 
  • обеспечивает взаимодействие с другими ресурсными учебно методическими центрами по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, в том  числе в системе высшего образования; 
  • способствует популяризации РУМЦ СПО на региональном и  федеральном уровне  

Аналитический сектор 

  • разрабатывает инструментарий для проведения мониторингов, социологических опросов, экспертиз, проводит данные процедуры; разрабатывает заключения и рекомендации, обрабатывает полученные результаты и готовит их к публикации; 
  • разрабатывает информационные материалы, популяризирующих обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью в профессиональных образовательных организациях 

Научно-образовательный сектор 

  • разрабатывает адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • организует обучение педагогов и других специалистов навыкам взаимодействия с лицами с ОВЗ;
  • проводит научные исследования в области развития инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • разрабатывает программы повышения квалификации и УМК для руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного  профессионального образования; 
  • реализует программы дополнительного профессионального образования по решению отраслевых проблем инклюзивного профессионального образования (в разрезе направлений (отраслей) подготовки и вида  нарушений здоровья) 

Сектор по информационно-консультационному сопровождению  образования лиц с инвалидностью и ОВЗ 

  • разрабатывает программы и осуществляет консультирование специалистов БПОО и профессиональных образовательных организаций по вопросам диагностико-консультативной, реабилитационной,  социально-профилактической деятельности; 
  • способствуют развитию общественных инициатив, волонтерского движения, аккумулируют и транслируют наиболее позитивный опыт через различные формы образовательной и консалтинговой  деятельности; 
  • осуществляют консультативную деятельность в отношении профессиональных организаций - сетевых партнеров, разработку Интернет-порталов, сопровождение сайтов профессиональных  образовательных организаций, размещение информации в СМИ и т.д. 

Call-центр 

обрабатывает обращения и информирует в режиме реального времени  лиц с инвалидностью и ОВЗ, специалистов БПОО и профессиональных образовательных организаций, педагогов и других заинтересованных лиц  о путях решения возникающих проблем в процессе профессионального  самоопределения, выбора образовательной организации для получения  профессии, трудоустройства и других жизненных ситуаций в  компетенции РУМЦ СПО.