Опыт Удмуртии в сфере инклюзивного образования очень интересен и будет транслироваться на федеральном уровне
В рамках исполнения пунктов Межведомственного комплексного плана мероприятий, направленных на повышение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Правительством Российской Федерации в декабре 2021 года, осуществляется учебно-методическое обеспечение профессионального обучения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и сопровождение выпускников данной категории при дальнейшем их трудоустройстве.
С целью изучения лучшего опыта организации в области инклюзивного образования, а также участия в конференции организована рабочая поездка в Удмуртскую Республику представителей Института развития профессионального образования.
В рамках поездки представители Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития среднего профессионального образования посетили КПОУ УР «Сарапульский колледж для инвалидов». Во время посещения колледжа обсудили направления развития образовательных программ для обучающихся с целью их трудоустройства, а также для гостей была проведена экскурсия по территории колледжа.
Сарапульский колледж для инвалидов можно назвать уникальным в своем роде. Это единственная образовательная организация Удмуртии, где могут получить профессиональное образование люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья всех категорий и без ограничения по возрасту. В колледже могут учиться студенты не только из Удмуртии, но и из других регионов, где подобных учреждений нет.
«Особо хочется выделить доступность коллежа. Все аудитории и помещения колледжа оборудованы с учётом потребностей инвалидов. Удобно то, что учебные аудитории, столовая, спортивные залы и общежитие находятся в одном здании, благодаря этому перемещение для ребят не составляет труда. Здесь же находятся медицинские кабинеты и кабинеты физиотерапии, где обучающиеся могут быстро и качественно получить медицинскую помощь. Оборудование колледжа постоянно обновляется, недавно обновили оснащение мастерских для портных и экономистов», – поделилась увиденным Дина Макеева, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования.
Представители Федерального методического центра инклюзивного образования Института развития профессионального образования приняли участие в Международной научно-практической конференции «Инклюзивные практики в социокультурном пространстве».
Конференция прошла в рамках детского инклюзивного хорового проекта «Дивная страна – музыка», целью которого является расширение возможностей для творческого роста и развития музыкально одаренных детей инвалидов, проживающих в городе Ижевске, через привлечение к музыкально-хоровой деятельности и интеграцию в систему дополнительного образования.
В конференции, онлайн и оффлайн, приняли участие более ста человек из разных городов и стран: Ижевск, Липецк, Казань, Москва, Московская область, Хабаровский край, Белоруссия, Эстония.
В ходе конференции обсуждались научные подходы инклюзивного дополнительного образования, инновационные технологии и практики, методические разработки в области искусства, музыкально-творческой деятельности дополнительного образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Дина Макеева, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования, поделилась с присутствующими статистикой в сфере профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в целом по России, а также по творческим профессиям и специальностям. К сожалению, только 50% выпускников данной группы трудоустраиваются. В ходе работы конференции участники попытались выяснить причины и пути решения такой ситуации.
Кроме того, в ходе деловой поездки представители Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования приняли участие в работе круглого стола по вопросам сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, который прошел на площадке Министерства труда и социальной политики Удмуртской республики.
В Удмуртии с 2016 года реализуется проект Регионального общественного движения в поддержку людей с синдромом Дауна и их семей «Солнечный мир», направленный на организацию образовательной среды для детей с синдромом Дауна. В детских садах Ижевска реализуется пилотный проект по созданию модели инклюзивного образования для детей с синдромом Дауна, который в дальнейшем будет транслироваться на весь регион.
«Помимо сопровождения семей с детьми с синдромом Дауна необходимо также развитие профессиональной ориентации таких ребят, потому что по всей России есть практики, когда ребята с синдромом Дауна успешно трудоустраиваются, как пример инклюзивное кафе «Огурцы» в Санкт-Петербурге, проект «Тверская 15» – в Москве. Федеральный методический центр по инклюзивному образованию будет работать и над этой проблематикой в отношении ребят с синдромом Дауна, в части развития инклюзивных практик по профориентации и дальнейшему трудоустройству ребят данной категории», – отметила Дина Макеева.
Также представители Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования приняли участие в работе круглого стола по организации взаимодействия Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, психолого-медико-педагогических комиссий и Медико-социальной экспертизы Удмуртской Республики с целью создания условий для комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при обучении по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.
В ходе работы круглого стола всеми специалистами было отмечено, что в настоящий момент по причине введения ряда нормативно-правовых актов существуют проблемы с доступностью к информации о создании необходимых условий для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья специалистами образовательных организаций. В связи с этим было принято решение по итогам круглого стола подготовить резолюцию и направить предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по доработке Единой государственной информационной системы социального обеспечения в части включения раздела об образовании, который позволит специалистам медико-социальной экспертизы, психолого-медико-педагогических комиссий, а также специалистам образовательных организаций лучше понимать потребности ребят с инвалидностью при их поступлении в систему среднего профессионального образования.
В завершение деловой поездки гости посетили Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В основе деятельности центра лежит уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
Все современное оборудование, методики и технологии для работы с детьми-инвалидами собраны в этом центре.
Домашняя обстановка центра, персонал высочайшей квалификации способствуют адаптации детей-инвалидов к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Во время посещения центра представители Федерального методического центра по инклюзивному образованию обсудили с коллегами используемые методики, принципы построения реабилитационного маршрута каждого ребёнка.
Кроме того, в планах реабилитационного центра расширение возможностей и для взрослых категорий инвалидов. Это связано с тем, что в будущем к данному центру будет присоединен центр реабилитации для взрослых инвалидов. Специалисты Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования совместно со специалистами реабилитационного центра обсудили дальнейшее направление развития реабилитации, в том числе трудовой для взрослого населения.
«Реализуемые в Удмуртской Республике с 2018 года крупные проекты, связанные с инклюзивным профессиональным образованием и с инклюзией в целом позволили региону развивать данное направление во всех аспектах, включая систему среднего профессионального образования, дошкольного образования, а также культуру, искусство и иные сферы деятельности. Поэтому те лучшие практики, которые существуют на сегодняшний момент в системе профессионального образования республики могут быть транслированы на другие субъекты Российской Федерации», – считает руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования.