Профориентация, профессиональное обучение и трудоустройство людей с нарушением интеллекта — проблемы и решения обсудили за круглым столом
В Институте развития профессионального образования состоялся круглый стол, целью которого было обсуждение вопросов профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением интеллекта, и выработка единых решений по развитию профориентации, профессионального обучения и трудоустройства людей данной категории.
Организаторами круглого стола выступили Федеральный методический центр по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования и Межрегиональный Союз дефектологов.
С приветственным словом выступила Татевик Карабекян, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации. Она подчеркнула, что необходимо комплексно подходить к решению проблем профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями и урегулированию нормативных вопросов.
Руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева, в свою очередь, отметила, что в системе СПО, у некоммерческих организаций накоплен большой опыт по реализации программ профессионального обучения, содействия дальнейшему трудоустройству и социальной занятости людей с интеллектуальными нарушениями.
«Создание единого воспитательного пространства является одним из условий коррекции, способствует накоплению социального опыта — начиная от поступления в школу до получения первой профессии. Важно создать обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходимые условия для комфортного освоения навыков успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду. Работа нашего Института направлена на совершенствование системы среднего профессионального образования и профессионального обучения всех категорий граждан, в том числе с особенностями здоровья. Созданная система инклюзивного профессионального образования постоянно совершенствуется и перестраивается с учётом запросов работодателей, родителей, обучающихся», - сообщила она.
«В рамах круглого стола мы рассмотрим существующие проблемы, поделимся опытом, обсудим задачи, требующие решения на федеральном и региональном уровнях», — пригласила к дискуссии коллег Наталия Золотарева.
Модератором дискуссии выступил Георгий Крюков, исполнительный Директор Союза дефектологов, Директор ГКУ ЯНАО «Окружной Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», член Совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Дина Макеева, руководитель ФМЦИО ИРПО, поделилась статистическими результатами ежегодного мониторинга наиболее востребованных профессий и трудоустройства людей с нарушениями интеллекта в субъектах Российской Федерации.
«По данным исследования видно, что ситуация с трудоустройством выпускников по программам профессионального обучения более сложная, чем выпускников по программам среднего профессионального образования», — сообщила Дина Макеева.
В рамках круглого стола состоялась презентация проектов.
О проекте Минпросвещения России «Доброшкола», рассказала директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук Татьяна Соловьева. Проект создан для детей, имеющих особенности развития, обучающихся в отдельных специализированных образовательных организациях.
О возможностях детей с нарушениями интеллекта и проблемах при получении образования и трудоустройстве, рассказала вице-президент Федерации спортивных танцев на колясках России, директор Общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России», Наталья Крель.
«Сегодня существует много продуктивных системных практик,
но проблема заключается в том, что мы редко ими обмениваемся. Нужна серьезная систематизация». – Наталья Крель.
Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ), член Экспертного Совета Минпосвещения России по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, член Координационного совета по контролю за реализацией Государственной программы Российской Федерации «Доступная Среда», рассказал об опыте работы и трудоустройства людей с РАС и также подчеркнул необходимость аккумуляции и тиражирования лучших практик.
Артем Валгепеа, ведущий аналитик Федерального ресурсного центра ПМПК, рассказал об организации обследования людей с интеллектуальными нарушениями и принципах формирования заключения ПМПК, с целью прохождения профессионального обучения.
Многолетним опытом работы центра лечебной педагогики
и дифференцированного обучения Псковской области, в вопросах трудовой подготовки, профессионального обучения и занятости подростков, и взрослых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями с ТМНР, поделился директор центра, заслуженный учитель России Андрей Царев.
Коллеги из Хабаровского и Красноярского края, а также Республики Беларусь поделились своим опытом профессионального обучения, и трудоустройства людей с интеллектуальными нарушениями.
Также о положительном практическом опыте трудоустройства людей с интеллектуальными нарушениями, на примере их успешной работы в кофейне первого в России инклюзивного проекта «INCLUSIVE COFFEE», рассказал начальник отдела аналитики и информационного сопровождения инклюзивного образования ФМЦИО ИРПО Александр Салогуб.
В мероприятии приняли участие представители Минпросвещения России, руководители и специалисты профессиональных образовательных организаций субъектов РФ, осуществляющих профессиональное обучение лиц с интеллектуальными нарушениями, представители общественных организаций инвалидов и некоммерческих организаций, представители в сфере образования из Республики Беларусь, Луганской и Донецкой Народных Республик.
По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция.