Новости

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Опыт России и Китая

17 июня 2022 года состоялся научно-практический вебинар «Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью. Опыт России и Китая» в рамках подписанного между Союзом дефектологов России и Нанкинским педагогическим университетом специального образования (Nanjing Normal University) в 2018 году соглашения о создании Российско-Китайского Альянса специального образования.

От Института развития профессионального образования в вебинаре приняли участие руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию.

С приветственным словом к участникам вебинара со стороны России обратилась Виктория Родина, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, со стороны КНР – Сюй Цяосяня, проректор Нанкинского педагогического университета специального образования.

Открыл вебинар Георгий Крюков, руководитель Союза дефектологов, директор Окружного центра психолого-педагогического сопровождения Ямало-Ненецкого автономного округа, член Совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка и рассказал об основных проблемах инклюзивного образования в России.

Андрей Царёв, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», руководитель Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, член Общественной палаты Российской Федерации поделился опытом организации трудовой занятости и профессионального обучения, людей с ментальными нарушениями, а также опытом в части оказания ранней помощи семьям с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения и тяжелые множественные нарушения развития.

Дина Макеева, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования рассказала о статистических данных системы среднего профессионального образования, трудоустройстве и задачах, которые ставит перед собой система инклюзивного среднего профессионального образования Российской Федерации.

Подводя итоги вебинара, участники пришли к мнению, что в России и Китае общие проблемы в сфере профессионального образования и при трудоустройстве людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В Китае также как и в России не урегулировано нормативно-правовое обеспечение в сфере профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью, не хватает финансовых ресурсов, а также традиционная проблема с трудоустройством людей данной категории. Работодатель не охотно берет на работу инвалидов и предлагает им заведомо низко оплачиваемые виды трудовой деятельности, в связи с отсутствием налоговых льгот и необходимостью дополнительных затрат на создание специальных рабочих мест для инвалидов.

В ходе вебинара коллеги из Китая поделились своим опытом трудоустройства людей с расстройством аутистического спектра. В Китае создан специальный альянс предприятий, который взаимодействует с образовательными организациями по вопросам получения образования людьми данной категории и их трудоустройства. В состав альянса входит сеть китайских гостиниц, которые обеспечивают трудовую занятость людей с инвалидностью по ряду профессий и даже способствуют проявлению их творческих возможностей. Сотрудникам с инвалидностью позволяют на территории гостиниц выставлять написанные ими картины с целью реализации постояльцам гостиниц.

Коллеги из Китая также считают, что необходимо на уровне республики создать межведомственное взаимодействие Правительства, образовательных организаций и работодателей.