Инклюзия в СПО
В преддверии празднования Дня среднего профессионального образования в Екатеринбурге прошла сессия «От студента до мастера: инклюзия в СПО», модератором, которой выступила руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Института развития профессионального образования Дина Макеева.
Открыл сессию заместитель начальника отдела развития опережающей подготовки и обучения Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства Просвещения Российской Федерации Роман Зимин и поздравил участников с наступающим праздником – Днем среднего профессионального образования.
Сессия прошла в атмосфере живого общения и взаимного интереса.
Мастера и наставники производств рассказали о процессе подготовки участников чемпионатов «Абилимпикс» различных нозологий.
«Воспитать чемпиона, а тем более, если студент имеет ограничение по здоровью вдвойне непросто. В нашем техникуме специально для подготовки ребят к чемпионатам разработана рабочая программа, которая так и называется «Подготовка к чемпионату «Абилимпикс». Она включает в себя не только теоретический цикл, но и практику, которая занимает 90% подготовки. Особое место в программе уделено дисциплине «Физическая культура», она очень важна при подготовке, в качестве разгрузки студента или специалиста во время подготовки. А еще мы можем просто, в какой-то момент тренировок договориться с ребятами и посетить экскурсии, просто попить чай, поговорить на отвлечённые темы ,выехать куда-то. Всё это даёт хороший заряд силы и энергии», – поделилась своим опытом Елена Литвинова, мастер производственного обучения, переводчик русского жестового языка Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса.
«Сегодня была очень интересная и нужная сессия, прежде всего для наших молодых мастеров, молодых преподавателей, которые преодолели свой, достаточно сложный путь, потому что вначале нужно было поверить в себя, а потом научиться всему чего они достигли на сегодняшний день. Перед моими глазами прошел весь процесс становления моего студента, потом выпускника, теперь уже моего коллеги, Дениса Евдокимова. Сейчас он совершенно другой, нежели чем пришел в 2013 году учиться в колледж: испуганный, неуверенный, но с огромным желанием стать парикмахером. Благодаря гениальному судропереводчику Татьяне Оганес, мы смогли донести до него как и для чего ему нужно стать профессионалом своего дела. Результат: Денис дважды чемпион «Абилимпикс» и бронзовый призер на международном чемпионате во Франции Бордо по парикмахерскому искусству. От студента необходимо желание, а от преподавателя, мастера правильно понять, направить студента, с любовью передать ему свою профессию, и тогда успех обеспечен», – подчеркнула Равиля Сабирова, преподаватель спецдисциплин Образовательного комплекса «Юго-Запад».
Руководители профессиональных образовательных организаций поделились опытом создания инклюзивной среды в своих профессиональных образовательных организациях.
«Огромное значение в формировании инклюзивной культуры имеет движение «Абилимпикс» благодаря которому у ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья появляется дополнительная возможность проявить себя. Кроме конкурсантов чемпионата «Абилимпикс» все студенты, педагоги, сотрудники образовательной организации вовлечены в этот процесс», – отметила Юлия Рыбникова, заведующий отделом инклюзивного образования Нижнетагильского торгово-экономического колледжа.
«Основная цель подготовки педагогов – это создание комфортной инклюзивной среды в образовательных организациях, в которых они будут работать. С этой целью в наш учебный план были внесены вариативные курсы «Основы инклюзивного образования». Реализуется корпоративная дополнительная программа для наших преподавателей «Я профи», где мы выясняем те или иные проблемы и в соответствии с этим разрабатываем программу, по которой наши преподаватели проходят ежемесячно обучение», – поделилась Елена Плотникова, заместитель директора по дополнительному профессиональному образованию Свердловского областного педагогического колледжа.
Участники чемпионатов «Абилимпикс» Матрена Вилюм, Денис Грехов, Евгений Демиденко и Денис Евдокимов, ставшие мастерами производственного обучения, рассказали, что им способствовало в становлении мастерами и педагогами, с какими трудностями пришлось им столкнуться, и отметили необходимость дальнейшего своего обучения и повышения квалификации.
«Сегодня на сессии мы познакомились с теми героями, которые благодаря движению «Абилимпикс» смогли не только стать чемпионами, но и дальше связали свою судьбу с движением, став педагогами и наставниками, передающими свои знания другим ребятам, которые бы хотели получить востребованную профессию. Мы видим, что, несмотря на имеющиеся ограничения по здоровью, главное в жизни, чтобы было большое желание. А если есть желание, то всегда найдутся люди, которые помогут его осуществить. Так наши герои благодаря своим мастерам и наставникам смогли исполнить свои желания, и теперь сами будут помогать исполнять желания другим. Наша система среднего профессионального образования создает сейчас все условия для того, чтобы ребята с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могли получить ту профессию, которая им будет интересна и которая поможет им в дальнейшем самореализоваться», – подвела итоги сессии Дина Макеева.