Подведены итоги панельной дискуссии «Добрый колледж: доступность профессионального образования через цифровые решения»
18 августа в рамках Всероссийского форума среднего профессионального образования состоялась панельная дискуссия «Добрый колледж: доступность профессионального образования через цифровые решения».
Модератором выступила и.о. ректора Института развития профессионального образования, член Общественной палаты Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент Наталия Золотарева.
Главной целью дискуссии является информирование общества о цифровых решениях, которые могут помочь профессиональным образовательным организациям стать более доступными для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Заместитель генерального директора по связям с общественностью ООО «Говорящий город» Алёна Болдышева представила вниманию участников дискуссии систему радиоинформирования и звукового ориентирования для обеспечения самостоятельного передвижения в сложных условиях города для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения - это комплексный подход для повышения социализации наименее защищенных групп нашего общества, позволяющий им комфортнее и безопаснее переходить проезжую часть, пользоваться транспортом, идентифицировать нужные здания и перемещаться внутри них. Система позволяет обеспечить и повысить доступность объектов образовательных учреждений для всех без исключений, что приведет к воспитанию и образованию всесторонне развитых граждан нашего общества.
«Современные цифровые технологии и решения призваны улучшать доступность городской среды, тем более что сейчас это особенно важно. Подрастающее поколение их быстро осваивает и начинает применять, что естественным путем повышает их уровень социализации», – отметила Алёна Болдышева.
Директор Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая Федор Мольков рассказал о новых подходах к созданию инклюзивной среды на опыте своего центра.
«Мы убеждены, что инклюзивное образование – это будущее, которое уже наступило. Сегодня многое делается в этом направление и Центр социальной интеграции Дианы Гурцкая в этом случае – не исключение. На базе нашего Центра созданы 15 программ дополнительного образования, которые направлены на развитие личностных, профессиональных и творческих компетенций, что позволяет ребятам раскрыть свой потенциал. При создании таких пространств важно учитывать не только профессиональный педагогический состав, но и доступную инфраструктуру в том числе современные цифровые решения, которые направлены на создание гармоничной среды обучения наших воспитанников. Счастлив, что благодаря форуму наш центр стал частью экспертного сообщества и дал возможность не только поделиться своими идеями в области инклюзивного образования, но и услышать об инновационных подходах, которые на разных уровнях внедряются коллегами в образовательных учреждениях», – поделился Федор Мольков.
Компания «Профобразование» является крупным российским разработчиком программных решений для среднего профессионального образования. Руководитель ООО «Профобразование» Юлия Уханова представила разработанное эксклюзивное программное обеспечение для использования незрячими и слабовидящими людьми – программу невизуального доступа WV-Reader. Программа предназначена для мобильных устройств, работающих на операционной системе Android и iOS (приложение проверено и рекомендовано к использованию Всероссийским обществом слепых).
«Использование учебными заведениями WV-reader позволит им иметь документальное подтверждение выполнения требований законодательства в части внедрения в учебный процесс адаптивных технологий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная значимость приложения заключается в создании возможностей для получения всеми учащимися бесплатного доступа к большому массиву лицензионных изданий. Мы постоянно совершенствуем и дорабатываем наши продукты, ориентируясь на мнение и потребности людей с ограниченными возможностями по зрению», – прокомментировала Юлия Уханова
Начальник Центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО Республиканского института профессионального образования Наталья Голубовская поделилась опытом Республики Беларусь в части методического сопровождения системы инклюзивного профессионального образования.
С координатором программ Академии доступной среды Дарьей Гвоздевой участники дискуссии рассмотрели аспекты цифровизации разных сервисов в образовании, адаптированных для людей нарушением зрения.
Руководитель программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Ксения Дмитриева представила программу, которая специализируется на поддержке и интеграции в общество людей с нарушением зрения и занимается развитием доступной среды и инклюзии.
«Наша программа с 2013 года занимается поддержкой людей с нарушением зрения и их близких и развивает инклюзивную среду в учреждениях культуры. Одним из существенных сегментов развития инклюзии является доступное образование. Важно, чтобы человек с нарушением зрения имел доступ ко всей информации и чувствовал себя наравне с другими студентами. Это можно достичь благодаря средствам технической реабилитации, невизуальной доступности сайтов и грамотных преподавателей и тьюторов. Мы надеемся, что, развивая инклюзивную среду, образовательные учреждения станут максимально доступными и комфортными для незрячих и слабовидящих людей, ведь именно образование влияет на становление личности в жизни и реализации в карьере», – считает Ксения Дмитриева.
Также в ходе работы панельной дискуссии был представлен региональный опыт Нижегородской области. Заместитель директора по инклюзивному образованию ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», кандидат педагогических наук Ирина Пермагаева представила Мультимедийный парк «Сфера» как современную площадку для профориентации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и рассказала, как базовая профессиональная образовательная организация Нижегородской области использует цифровые решения для профориентации обучающихся данной категории.
«Сегодня в рамках нашей дискуссии мы рассмотрели современные возможности цифровых технологий, используемых для обеспечения доступности профессиональных образовательных организаций для обучающихся с инвалидностью. Сегодня цифровые решения – неотъемлемая часть нашей жизни, которые помогают нам решать различные задачи в обычной жизни, работе, образовании. Наша задача довести до системы среднего профессионального образования современные цифровые решения, которые сейчас активно применяются в мире ассистивных технологий», – подвела итог дискуссии и.о ректора Института развития профессионального образования, член Общественной палаты Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент Наталия Золотарева.
Участниками дискуссии стали представители образовательных организаций профессионального образования, базовых профессиональных образовательных организаций, ресурсных учебно-методических центров, центров развития движения «Абилимпикс» субъектов Российской Федерации.
Посмотреть трансляцию мероприятия можно по ссылке