Татьяна не боится трудностей, не оглядывается на неудачи и упорно идет к намеченной цели!
В мире много разных профессий, но одна из них самая «вкусная» – это повар, кондитер. Мастера кулинарии на кухне ресторанов, кафе и других заведений общественного питания придумывают, творят и воплощают в жизнь из простых ингредиентов настоящие шедевры. Татьяна из аал Сартыков Алтайского района Хакасской Республики уже в детстве знала, что пополнит ряды профессионалов приготовления здоровой и эстетически привлекательной пищи. После окончания обучения в специализированной школе-интернате для детей с нарушениями слуха Татьяна поступила в Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса на специальность «Повар, кондитер».
«Еще ребенком я мечтала научиться готовить как мама и бабушка. К приготовлению пищи в моей семье всегда относились с большой ответственностью. Еда должна была быть разнообразной, полезной и вкусной. В нашей семье есть даже своя книга рецептов – толстая тетрадь формата А4. Ее начала вести еще моя бабушка, продолжила моя мама. В нее попадали только лучшие рецепты из книг, журналов и газет. Но самыми ценными считались рецепты, полученные от родственников и знакомых, которые передавались из уст в уста и считались семейными секретами. Все эти рецепты прошли проверку годами, десятками праздничных и простых семейных обедов. Некоторые рецепты имеют исправления и дополнения от бабушки и мамы», – с воодушевлением рассказывает девушка.
Колледж сыграл в жизни Татьяны огромную роль, дал понять, что действительно нет ничего невозможного - всего можно достичь самим и своими усилиями. Учеба подарила ей незабываемые моменты, непередаваемые эмоции, знакомство с приятными людьми, которые навсегда оставили отпечаток в добром сердце девушки.
«С детства я вообще ничего не слышу, но в колледже меня научили слышать иначе. Я даже не ожидала, что буду настолько окружена вниманием и поддержкой одногруппников, педагогов, мастеров по практике и, конечно, моей любимой Дехоновой Светланы Александровны, сурдопедагога. Она помогала мне общаться, когда я не могла справиться сама, особенно на первых курсах. Она постоянно была рядом, всегда с хорошим настроением и искренним желанием помочь. Я могу сказать, что именно Светлана Александровна прошла со мной весь путь обучения, каждый урок, каждое выступление на сцене, каждый профессиональный конкурс», – вспоминает Татьяна.
Каждая дисциплина выбранной профессии имеет свою уникальность, способность вдохновить и привнести что-то новое в жизнь будущего специалиста. В процессе обучения у студентов появляется любимый предмет. У Татьяны таким предметом стал «Основы микробиологии».
«Устяхина Ольга Федоровна смогла влюбить в свой предмет с самого начала, когда рассказала о том, что каждого из нас окружает невероятно огромное количество микроорганизмов, что их можно встретить в каждой капле воды, которую мы пьём, в каждом глотке вдыхаемого воздуха, более того, человеческий организм не мог бы нормально функционировать, если бы в нём не обитали полезные микроорганизмы-симбионты. На занятиях мы знакомились с историей микробиологии, выращивали на питательных средах микроорганизмы и изучали их под микроскопами. По отдельным темам составляли интеллект-карты. Ольга Федоровна учила нас рассчитывать свои энергозатраты, чтобы определять, сколько энергии нужно получить с пищей. Микробиология очень интересна! Результаты исследований по микробиологии находят сегодня применение в самых разных сферах деятельности: от медицины до пищевой промышленности. Если бы я решилась получать высшее образование, то пошла бы учиться на микробиолога», – рассказывает Татьяна.
Учеба давалась нашей героине без особых трудностей. Для студентов с нарушениями слуха в колледже разработаны адаптированные программы и организованна доступная среда, установлено специальное оборудование: индукционные системы усиливают сигнал и направляют его в слуховые аппараты, индукционные петли очищают звуковую информацию от постороннего шума, визуально-звуковые устройства и световое оборудование оповещают о чрезвычайном происшествии или каком-либо событии, система «Диалог» обеспечивает комфортное общение с собеседником. Обучаясь в обычной группе, девушка всегда стремилась познавать и постигать новое, постоянно участвовала в жизни образовательной организации.
«Глухим очень тяжело вступать в общение со слышащими, потому что они знают, что большинство не понимают язык жестов. Но глухим очень важно, чтобы с ними хотели общаться. Это побудило меня к тому, чтобы выйти на сцену, заявить о себе. Тьютор колледжа, Лазарева Майя Владимировна, предложила на выбор несколько инклюзивных проектов. Я выбрала студию жестового пения «Поющие руки» и инклюзивную студию моды «Мода без границ». В инклюзивных проектах принимали участие все желающие: студенты с нарушением слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения. На протяжении всего периода обучения мы выступали на различных конкурсах, фестивалях, получали призовые места и массу положительных эмоций! Я хотела бы от всей души поблагодарить всех педагогов и сотрудников колледжа за их труд! Они помогали нам адаптироваться, социализироваться и обучаться. На индивидуальных занятиях расширяли словарный запас, разбирали пошаговую инструкцию приготовления отдельных блюд, выявляли резервные возможности, формировали навык эффективного обучения, социально-значимых качеств личности, занимались развитием внутренней мотивации для достижения успеха», – с благодарностью вспоминает девушка.
В 2018 году Татьяна впервые стала участником Регионального чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «Выпечка хлебобулочных изделий» и заняла II место, в 2019 году в этой же компетенции заняла III место, а в 2020 году, благодаря упорному труду и вере в свои возможности, девушка стала победителем.
«На Региональном чемпионате «Абилимпискс» было задание - изготовление хлебобулочных изделии в двух номинациях: кекс «Весенний» и «Горчичный хлеб» на натуральной закваске. Подготовка к чемпионату началась с изучения технологических карт. Затем с моим наставником, Булгаковой Анной Сергеевной, мы начали выращивать натуральную закваску для горчичного хлеба. Далее шла отработка конкурсных заданий: навыков по замесу, формовке, расстойке и выпеканию изделий. Самое сложное было уложиться по времени. Изначально был страх, тревога, что не справлюсь, но поддержка моего наставника помогла мне сконцентрироваться на задании и сделать его на все 100%. Так в 2020 году я стала победителем Регионального Чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс», заняв I место в компетенции «Выпечка хлебобулочных изделий». В течение следующих месяцев мы с педагогами и наставником готовились к выполнению конкурсного задания Национального чемпионата «Абилимпикс», но победить не удалось. Не хватило профессионализма и выдержки, но я не оглядываюсь на неудачи и упорно иду к намеченной цели! За эти годы мастера и преподаватели научили меня слышать запахи и прекрасно готовить. Это главное!» – рассказывает Татьяна.
В 2021 году Татьяна в составе команды Хакасского колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса участвовала в I Национальном чемпионате по профессиональному мастерству «DeafSkills» для людей с нарушением слуха, целью которого является развитие и демонстрация профессиональных умений молодых людей с нарушениями слуха, содействие в трудоустройстве неслышащих молодых людей, привлечение внимания общественности к профессиональным возможностям глухих и слабослышащих.
«Мне пришлось много работать, правильно воспринимать критику, учиться на собственных ошибках и на ошибках своих партнеров. Я впервые участвовала в таком мероприятии и сильно волновалось, но мне удалось получить призовое III место по компетенции «Поварское дело», повысить свой профессиональный уровень и приобрести много друзей. На соревнованиях в Казани я почувствовала себя успешным и востребованным специалистом. Познакомилась с интересными, творческими участниками, и еще раз утвердилась в правильном выборе своей профессии», – делится впечатлениями наша героиня.
Опыт участия в конкурсах профессионального мастерства придал Татьяне уверенность, помог с легкостью пройти собеседование и получить первую работу сразу после окончания колледжа. В данный момент девушка работает поваром в Школе-интернате для детей с нарушениями слуха.
«Профессиональное образование дало мне возможность поверить в свои силы, доказать всем, и прежде всего самой себе, что человек с ограниченными возможностями может добиться высоких результатов во всем. Меня поддержали родные, друзья, мастера и преподаватели колледжа. Теперь я слышу и воспринимаю запахи, профессионально готовлю, учусь новому сама и могу научить других. В Колледже я проводила мастер-классы для студентов младших курсов, а в дни СПО – профпробы для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Для себя я выбрала профессию «Повар, кондитер». Пока будущий повар учится, он узнает много нового: изучает различные формы нарезки, применение и способы обработки продуктов, технологическую последовательность выполнения работы. Хорошего повара можно назвать фокусником – он из самых обычных продуктов может приготовить настоящий кулинарный шедевр, приносящий людям наслаждение. Чтобы стать хорошим поваром, надо обладать обонятельной чувствительностью и памятью, иметь хороший вкус и глазомер, развивать динамичность мышления и такие специфические особенности, как хорошая координация движений обеих рук, устойчивость кистей и физическая выносливость. Актуальность этой профессии очень высокая. Повар всегда нужен, люди никогда не перестанут кушать, никогда не потеряют интерес к вкусной пище», – считает Татьяна.
В свободное от работы время девушка занимается настольным теннисом и легкой атлетикой, принимает участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых Хакасским РО ВОГ и Спортивной Школой «Ирбис». Для души продолжает занятия танцами и жестовым пением. В этом году в Липецке Татьяна в составе сборной команды общества глухих представила пантомиму «Красавица». Пластика и артистизм девушки были отмечены экспертами: «У этой девочки есть потенциал, нужно развиваться!». В выходные и праздничные дни Татьяна балует родных и друзей своими любимыми блюдами.
«У меня есть любимое блюдо, которому я научилась на учебной практике у мастера производственного обучения, Бадртдиновой Оксаны Юрьевны. Это десерт «Панна-котта», приготовленный из сливок, сахара, желатина и ванилина. Его подают небольшими порциями с фруктовым соусом и кусочками фруктов и ягод. Несмотря на экзотическое название, готовить очень легко и быстро. Я часто готовлю его в обычной жизни для своих друзей. Я рада, что смогла осуществить свою детскую мечту, я – Повар! Еще есть одна мечта. Я хочу, чтобы и мои рецепты оказалась в семейной книге. Она почти заполнена, но может сейчас, получив профессиональное образование, набравшись смелости и опыта, я начну второй том для своих будущих детей», – воодушевленно рассказывает Татьяна.
Сила духа, безграничная вера в себя и в собственные возможности, поддержка близких и друзей, помощь преподавателей и наставников помогли нашей героине исполнить детскую мечту и стать успешной. Татьяна советует всем молодым людям не бояться трудностей, преодолевать их и добиваться успеха:
«Выбор профессии – это выбор будущего! Определяйтесь и идите вперед. А участие в конкурсах профессионального мастерства повысит вашу мотивацию к обучению, поможет зарекомендовать себя перед работодателями. Участвуйте, творите, побеждайте!»